Церковь Иоанна Златоуста Коровниках Ярославле
Труды Ярославской губернской ученой архивной комиссии. 1913. Кн. III. Вып. 4. С. 102.). Заказчики были похоронены в южной галерее возведенного «их иждивением» храма.
В архитектонике памятника удачно соединены все столь противоречивые формы православного храма: грузные купола, острые легкие шатры, широко раскинутые крыльца. Из основной массы, образуемой кубическим храмом с алтарными абсидами и двумя симметричными приделами, выделяется тесно сплоченная и поэтому особенно пышная группа пяти куполов.
Высокая средняя глава, увенчанная красивым крестом, облегчает грузную центральную массу, придает ей легкость и устремленность ввысь. Эта ниспадающая архитектурная мелодия заканчивается далеко отходящими крыльцами, легко и свободно завершающими боковые плоскости храма.
Очень просто и изящно оформлены шатровые приделы. Группа небольших кокошников смягчает переход от четырехгранного основания к восьмерику и далее к шатру, напоминая декор Ризположенского придела церкви Ильи Пророка. Между тем шатровые приделы Златоустовского храма отличаются простотой в оформлении деталей. Обращает на себя внимание своеобразный рисунок кирпичных наличников верхних окон.
Замечательная пропорциональность отдельных частей сооружения создает впечатление его максимальной уравновешенности и завершенности. Эта основная архитектурная черта церкви Иоанна Златоуста была впоследствии перенесена на весь ансамбль в Коровниках. Другой важнейшей чертой этого строения стал его незабываемый силуэт, изысканные линии которого особенно четко рисуются со стороны Волги.
В 1680-х гг. внешний облик храма претерпел изменения: он стал более декоративен. Лопатки заменены пучками полуколонок Появились обширные изразцовые вставки. Окна расширили и украсили пластичными наличниками.
Богатейшая внешняя декоративность стала еще одной особенностью Коровницкого храма. Вместе с тем его декоративность, крайне характерна для ярославских церквей и нигде кроме «Ярославля—красного города» не встречается. Здесь как нигде выступает народное понимание архитектурной красоты, состоящей из нарядности, украшательства, увлечения сочными, немного кричащими сочетаниями форм и цветов.
Церковь была расписана, по свидетельству стенной записи, в 1732 году местными художниками под началом Алексея Соплякова. Златоустовская стенопись уступает по своим живописным качествам лучшим ярославским образцам, таки, например, как Ильинские фрески, но интересны в историческом отношении.
Источник: artclassic.edu.ru
Возможно, вам понравится:
Похожие статьи: