Владимирская Церковь Ярославль
Ярославль. Церковь Владимирской Богоматери на Божедомке
Кладбищенская.
Бесстолпная церковь трапезного типа с трехшатровой колокольней построена в 1670-78 годах на восточной окраине Ярославля, служившей местом захоронения бродяг и утопленников. Отсюда - подчеркнутая скромность декоративного решения. Постройка крайне нетипична для ярославского зодчества тех лет и в другом отношении. Вопреки запрету патриарха Никона на строительство подобных сооружений, храм получил трехшатровое завершение. Это последний трехшатровый храм в истории русского зодчества. Фресковая роспись интерьеров датируется 1691 годом.
Поодаль от храма в начале 19 в. была возведена теплая Покровская церковь, крытая куполом. Над трапезной храма возвышалась ярусная колокольня со шпилем. Данный памятник был разобран в советское время.
Статью добавил(а): Храм во имя Владимирской Божией Матери (на Божедомке) по-своему уникален как в архитектурном отношении, так и в историческом аспекте. Уникальность его архитектурного замысла заключается в «шатровом» принципе «венчания» главного куба. Дело в том, что указом величайшего опального русского патриарха - реформатора Никона шатровый принцип перекрытия в храмовом зодчестве повсеместно был признан отступлением от канона и утвержден крестовокупольный. Однако, вопреки этому указу, шатровый принцип перекрытий кое-где использовался - преимущественно на севере, в деревянном зодчестве. До наших дней сохранились единичные памятники подобного типа. Каменные же шатровые храмы, да, к тому же в центральных районах России, - это, вообще, редкость. Самый известный – храм Вознесения Господня (символ русского шатрового зодчества) - находится в московском Коломенском. Уникальность же ярославского «шатрового» храма во имя Владимирской Божией Матери (на Божедомке) в том, что принцип перекрытия его основного куба не противоречит историческому указу патриарха Никона (оно выполнено по образу и подобию крестовокупольного), а три главки в виде шатров, венчающие четверик вместо привычных куполов, являются лишь декоративным элементом, своеобразным «культурным эхом», данью «шатровой» моде, «муляжом», но не более того. Не меньший интерес представляет история храма, вернее сказать, история того места, на котором сооружен храм на Божедомке. "Божедомка" ("дом Божий") - так исстари назывались многочисленные захоронения, кладбища. Здесь, на окраине города, в XV-XVI вв. хоронили бездомных, бродяг, неизвестных, безымянных. Выкапывалась большая яма, в которую в течение года сбрасывали неопознанные и невостребованные трупы умерших и погибших людей. Раз в год, перед Светлой Пасхой сюда приходил Крестный ход, разом отпевались все, обретшие здесь свое последнее пристанище – «дом Божий» - яму закапывали, а рядом выкапывали новую… Неудивительно, что это место отнюдь не пользовалось успехом у горожан, а многие просто побаивались его и обходили стороной.
Источник: sobory.ru
Возможно, вам понравится:
Похожие статьи: